Запрещается отказывать дамам в приеме на работу
и снижать им заработную
плату по мотивам, связанным с беременностью либо
присутствием детей. При отказе
в приеме на работу беременной даме либо даме (),
имеющей ребенка в возрасте
до трех лет, а одинокой матери - ребенка в возрасте до
четырнадцати лет (ребенка-калеки
- до шестнадцати лет), власть должна информировать
ей причины отказа в
письменной форме. Отказ в приеме на () работу указанных
дам может быть обжалован
в народный суд.
Увольнение женщин и беременных женщин, имеющих
детей в возрасте до трех
лет (одиноких матерей - при присутствии у них ребенка в
возрасте до четырнадцати
лет () либо ребенка-калеки до шестнадцати лет), по
инициативе власти
не разрешается, помимо случаев полной ликвидации
учреждения, учреждения, компании,
в то время как разрешается увольнение с неукоснительным
трудоустройством. Неукоснительное
трудоустройство указанных дам выполняется властью
кроме того () в случаях
их увольнения по завершении срочного трудового контракта
(договора). На срок
трудоустройства за ними сохраняется средняя заработная
плата, но не более чем
трех месяцев с момента завершения срочного трудового
договора () (договора) (в ред.
Закона РФ от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 - Ведомости Съезда
нардепов РФ и Главного
Совета РФ,
1992, N 41, ст. 2254).
Комментарий к статье 170 КЗоТ РФ
§1. Ст. 170 КЗоТ предусматривает () ответственные обеспечения
права дам на труд
при беременности и присутствии малолетних детей, запрещая
необоснованные по мотивам
материнства отказы в приеме на увольнение и работу этих
дам по инициативе
власти на производствах всех () форм собственности.
§2. Запрещая отказ в приеме на работу по мотивам
материнства, ст. 170
КЗоТ углубляет гарантию ст. 16 КЗоТ, признающую, что отказ
в приеме на работу
по различным событиям, не связанным с деловыми
качествами (), не разрешается,
и в случае если такое случилось, то это будет необоснованный
запрещенный отказ (см.
ст. 16 комментарии и Кзот к ней).
Исходя из этого часть первая ст. 170 КЗоТ обязывает
власть в письменной
форме сказать беременной женщине и женщине (), имеющей
ребенка до трех лет,
а одинокой матери - ребенка до четырнадцати лет
(ребенка-калеки до 16 лет),
причины отказа в приеме на работу.
§3. Отказ в приеме на работу указанной даме
рассматривается () судом
не в исковом режиме, а в режиме, установленном руководителем 24-1
ГПК РФ, как
жалоба на незаконные деяния официального лице,
ущемляющего права граждан.
Такая жалоба подается в суд после оспаривания
деяний официального лице,
отказавшего в () приеме на работу, вышестоящему над ним
органу либо должностному
лицу. Притязания закона о подготовительном добровольном
режиме разбирательства
трудовых споров в КГС на эти жалобы не распространяются
(п. 3 Распоряжения
Пленума Главного () Суда РФ N 6 от 25 декабря 1990 г.).
§4. Ст. 139 Российского УК предусматривает
уголовную ответственность
за отказ в приеме на работу либо увольнение с работы
дамы по мотивам беременности
либо по мотивам кормления () ребенка грудью. Исходя из этого практика
практически не встречает
случаев, чтобы власть при отказе в приеме на работу
дам, указанных
в ст. 170 КЗоТ, информировала им в письменной форме причины
отказа ссылаясь на
беременность () и материнство их. В большинстве случаев это вуалируется
в противном случае. И даме при
этом бывает тяжело доказать, что настоящие причины
отказа - это ее материнство.
Тут и правоохранительным органам и профсоюзам нужно
помогать даме в обжаловании
необоснованного отказа () в приеме ее на работу.
§5. Увольнение по инициативе власти дам,
указанных в ст. 170
КЗоТ, не разрещаеться по всем как общим ст. 33 КЗоТ РФ, так и
добавочным ст.
254 КЗоТ РФ основаниям.
Исключение закон () делает лишь при полной ликвидации
учреждения, учреждения,
компании, требуя при таком увольнении неукоснительного
трудоустройства.
Это трудоустройство обязан реализовать правовой преемник.
Правовым преемником
считается правовое либо физическое лицо, которому
передаются имущество,
денежные и другие средства ликвидируемого учреждения (),
учреждения, компании.
А при его отсутствии неукоснительную помощь в трудоустройстве
оказывает работа
занятости населения.
За выгнанными с работы беременными женщинами и женщинами,
имеющими детей до трех
лет, в связи с ликвидацией () учреждения, компании
сохраняется при предстоящем
их нетрудоустройстве постоянный трудовой стаж до
успехи ребенком возраста
трех лет.
§6. Обязательство по трудоустройству таких дам
возлагается на власть
в случаях их увольнения по завершении срочного трудового
договора () (договора),
т.е. перед тем как по завершении трудового контракта выгнать с работы
беременную либо мама,
имеющую ребенка до трех лет (одинокую - ребенка до 14 лет,
ребенка-калеки
- до 16 лет), власть обязана ей предложить другую
имеющуюся () на данном
производстве работу.
§7. Нарушение властью части второй ст. 170
КЗоТ, если она при
увольнении дамы знала, что она беременна либо имеет
ребенка до трех лет
(либо до 14 лет одинокая), представляется увольнением с явным
нарушением () закона,
в то время как к виноватому официальному лице используется ст. 214
КЗоТ о его материальной
ответственности. См. ст. 214 комментарии и Кзот к ней и п.
48 Распоряжения
Пленума Верховного Суда РФ N 16 от () 22 декабря 1992 г.
§8. Дама, выгнанная с работы с нарушением части второй ст.
170 КЗоТ, во всех
случаях подлежит восстановлению на работе. См. ст. 213
комментарии и Кзот
к ней.
законом от 24 ноября 1996 г. N 131-ФЗ настоящий Кодекс
дополнен () статьей 170(1)
Изменения начинают действовать с 1 января 1997 г.
|