Вправе ли сотрудники ГИБДД требовать путевой лист при перевозках сотрудников и грузов для собственных нужд организации | Korporativnoe pravo
ГлавнаяКорпоративное право → Вправе ли сотрудники ГИБДД требовать путевой лист при перевозках сотрудников и грузов для собственных нужд организации
Абонентское обслуживание
Аутстаффинг персонала
Подбор персонала, кадровые услуги
Строительство
Недвижимость
Информационные услуги
Арбитражные дела
Кадровый учет
Налоговое право
Защита от потребителя
Авторское право
Трудовое право
Бухгалтерское сопровождение
Ликвидация фирм
Регистрация ООО, ЗАО
Регистрация НКО, НП, АНО
Регистрация ЗАО
Выписки ЕГРЮЛ, ЕГРИП, ЕГРП
Регистрация ИП
Рейтинг пользователей: / 13ХудшийЛучший 

ВОПРОС

Обязаны ли водители организации иметь при себе и предъявлять путевые листы сотрудникам ГИБДД, в случае если они используют автомобиль только для собственного перемещения и не использует его для перевозки пассажиров и багажа, грузов третьих лиц?

ОТВЕТ

В данном случае водители организации не обязаны иметь при себе и предъявлять путевые листы сотрудникам ГИБДД, так как автомобиль используется только для собственного перемещения и не используется для перевозки пассажиров и багажа, грузов третьих лиц, по следующим причинам:

1. Согласно Разделу 2 ПДД "Общие обязанности водителей":

«2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников полиции передавать им, для проверки:

  • · водительское удостоверение или временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующей категории;
  • · регистрационные документы на данное транспортное средство, а при наличии прицепа - и на прицеп;
  • · абзац исключен. - Постановление Правительства РФ от 12.11.2012 N 1156;
  • · в установленных случаях разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси, путевой лист, лицензионную карточку и документы на перевозимый груз, а при перевозке крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов - документы, предусмотренные правилами перевозки этих грузов;
  • · страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом.

В случаях, прямо предусмотренных действующим законодательством, иметь и передавать для проверки работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта лицензионную карточку, путевой лист и товарно-транспортные документы».

Попробуем разобраться, установлено ли законом, что в рассмотренной ситуации сотрудник компании должен иметь при себе путевой лист.

Согласно Федеральному закону №259-ФЗ от 8 ноября 2007 года "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"

«Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые являются частью транспортной системы Российской Федерации. Отношения, связанные с оказанием услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и не урегулированные настоящим Федеральным законом, регулируются другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Статья 6. Путевые листы

2. Запрещается осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство».

Вместе с тем, согласно Гражданскому Кодексу РФ деятельность компании по перемещению собственных сотрудников не подпадает никоим образом под понятие услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, так как при оказании услуг предполагается обязательное наличие другой стороны – заказчика соответствующих услуг.

Так, согласно Гражданскому Кодексу РФ:

«Глава 39. Возмездное оказание услуг

Статья 779. Договор возмездного оказания услуг

1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Глава 40. Перевозка

Статья 784. Общие положения о перевозке

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Глава 41. Транспортная экспедиция

Статья 801. Договор транспортной экспедиции

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза».

 

Аналогичные нормы имеются и в самом уставе, так согласно п.12 ст.2 Устава установлено понятие перевозчика.

«Перевозчик - юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу".

Таким образом, компания не подпадает под понятие перевозчика, так как не заключает договор на перевозку, и на нее не распространяются соответствующие нормы об оформлении путевого листа.


2. Согласно Приказу Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года:

«Во исполнение части 1 статьи 6 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 46, ст. 5555) приказываю…»

Таким образом, Приказ Минтранса № 12414 от 8 октября 2008 года утвержден во исполнение и не может противоречить "Уставу автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", а лишь развивает его положения.

Согласно п.9. утвержденных Приказом правил «Путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях».

Так как выше было указано, что Приказ утвержден во исполнение и не может противоречить Уставу, данную норму следует рассматривать во взаимосвязи с Уставом и она говорит о транспортных средствах, которые используются «при оказании услуг автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (п.1. ст.1 Устава).


3. Разбираясь в формулировке Приказа Минтранса можно выделить следующие виды деятельности, на которые оформляется путевой лист,  «путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для:

  • · осуществления перевозок грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях
  • · осуществления перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях

Относительно перевозки грузов

Ст.2 устава установлено, что:

«3) груз - материальный объект, принятый для перевозки в установленном порядке;

4) грузоотправитель - физическое или юридическое лицо, которое по договору перевозки груза выступает от своего имени или от имени владельца груза и указывается в транспортной накладной;

5) грузополучатель - физическое или юридическое лицо, управомоченное на получение груза».

Согласно ст.8 Устава:

«Статья 8. Заключение договора перевозки груза

1. Заключение договора перевозки груза подтверждается транспортной накладной. Транспортная накладная, если иное не предусмотрено договором перевозки груза, составляется грузоотправителем».

Таким образом, под перевозкой грузов в Уставе понимается перевозка грузов третьих лиц на основании договоров.

В нашем случае компания не перевозит грузов третьих лиц и не заключает соответствующих договоров.

Относительно перевозки пассажиров

Согласно п.12 ст.2 Устава «12) пассажир - физическое лицо, заключившее договор перевозки пассажира, или физическое лицо, в целях перевозки которого заключен договор фрахтования транспортного средства».

Таким образом, понятие перевозки пассажиров предполагает обязательное заключение договора на перевозку, чего нет в нашем случае.

Кроме того в понимании Устава существуют следующие виды перевозок пассажиров:

«Статья 5. Виды перевозок пассажиров и багажа

Перевозки пассажиров и багажа подразделяются на:

1) регулярные перевозки;

2) перевозки по заказам;

3) перевозки легковыми такси.

При этом под регулярными перевозками понимается следующее:

«Статья 19. Виды регулярных перевозок пассажиров и багажа

1. Регулярные перевозки пассажиров и багажа осуществляются на основании публичного договора перевозки пассажира по маршруту регулярных перевозок.

2. Регулярные перевозки пассажиров и багажа относятся к перевозкам транспортом общего пользования».

Компания не заключает никаких договоров на перевозку пассажиров и не имеет маршрутов регулярных перевозок.

Перевозка по заказам:

«Статья 27. Заключение договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа по заказу

1. Перевозка пассажиров и багажа по заказу осуществляется транспортным средством, предоставленным на основании договора фрахтования, заключенного в письменной форме».

Под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников также не подпадает.

Перевозка легковым такси:

«Статья 31. Заключение договора фрахтования легкового такси для перевозки пассажиров и багажа

1. Перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключенного в устной форме.

И под данный вид перевозки деятельность по перемещению собственных сотрудников не подпадает, то есть компания не осуществляет перевозок пассажиров.

Таким образом, использование путевых листов в рассматриваемом случае законодательством не предусмотрено.

Об ответственности за отсутствие путевого листа, в случаях, когда он необходим согласно законодательству

Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001 N 195-ФЗ

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

2. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортного средства, за исключением случая, предусмотренного частью 2 статьи 12.37 настоящего Кодекса, а в случаях, предусмотренных законодательством, лицензионной карточки, путевого листа или товарно-транспортных документов, -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

 

При этом задержание транспортного средства за нарушение ч.2 ст.12.3. КоАП РФ не предусмотрено:

 

Статья 27.13. Задержание транспортного средства, запрещение его эксплуатации

1. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных частью 1 статьи 11.8.1, статьями 11.9, 11.26, 11.29, частью 1 статьи 12.3, частью 2 статьи 12.5, частями 1 и 2 статьи 12.7, частями 1, 3 и 4 статьи 12.8, частями 4 и 5 статьи 12.16, частями 3 - 4, 6 статьи 12.19, частями 1 - 3 статьи 12.21.1, частью 1 статьи 12.21.2, статьей 12.26, частью 3 статьи 12.27, частью 2 статьи 14.38 настоящего Кодекса, применяются задержание транспортного средства, то есть исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания. При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1, 2 или 3 статьи 12.21.1 или частью 1 статьи 12.21.2 настоящего Кодекса, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств. В случае, если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет.

2. При нарушениях правил эксплуатации транспортного средства и управления транспортным средством, предусмотренных статьями 8.23, 9.3, частью 2 статьи 12.1, статьей 12.4, частями 2 - 7 статьи 12.5, статьей 12.37 настоящего Кодекса, запрещается эксплуатация транспортного средства, при этом государственные регистрационные знаки подлежат снятию до устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства. Разрешается движение транспортного средства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.3 и частью 2 статьи 12.5 настоящего Кодекса, к месту устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства, но не более чем в течение суток с момента запрещения эксплуатации транспортного средства. После устранения причины запрещения эксплуатации транспортного средства государственные регистрационные знаки возвращаются его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством.


К.Ю.Н.

Приходин Сергей Александрович

18.11.2013.

Comments:

blog comments powered by Disqus
PDF Печать E-mail